Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время обеднела духовность современной молодежи, музыкальное искусство утратило былую силу, стало сложно привлекать дошкольников к восприятию серьезных классических произведений, поскольку семья уже не имеет традицию прослушивания произведений композиторов-классиков, а средства массовой информации не решают такой проблемы. Большинство детей не являются культурными слушателями высокохудожественной классической музыки, они пассивны и не могут определиться с воспринимаемым музыкальным материалом, не всегда могут определить свое отношение к услышанному. Уровень музыкальной культуры дошкольников очень низкий, что является сегодня серьезной проблемой.
Тема исследования, выбранная нами, актуальна сегодня, так как задачей современного дошкольного образования является возрождение музыкальной культуры. По мнению специалистов, все дети от природы музыкальны, а дошкольный возраст – это период развития способностей, в том числе и музыкальных. Но на данный момент мало внимания уделяется формированию музыкальной культуры дошкольников [30].
В данной курсовой работе рассматривается формирование музыкальной культуры детей пяти лет через различные виды музыкальной деятельности. Тема актуальна, так как формирование музыкальной культуры целесообразно начинать именно в дошкольном возрасте [5].
Объект исследования: процесс музыкального воспитания в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: музыкальная культура детей пяти лет.
Цель исследования: теоретически осмыслить и практически обосновать формирование музыкальной культуры детей пяти лет через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению.
1.2 Дать психолого-педагогическую характеристику детям пяти лет.
2.1 Определить роль различных видов музыкальной деятельности в формировании музыкальной культуры детей пяти лет
2.2 Предложить модель эмпирического эксперимента по исследованию формирования музыкальной культуры детей пяти лет через различные виды музыкальной деятельности.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей пяти лет
Старшие дошкольники – это дети 5-7 лет, посещающие детские сады и подготовительные группы родителей. Этому возрасту отводится особая роль в развитии личности ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы действия и поведения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, рождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); появляется новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральные нормы и правила поведения в обществе. [6]
Большой вклад в изучение психологических особенностей детей старшего возраста внесли работы таких ученых, как Н.Н. Поддяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомин, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
В этих исследованиях повышенное внимание уделялось пониманию особенностей психического развития дошкольников, а также сферы мотивации и отдельных познавательных процессов; о формировании у них самосознания, коммуникативных навыков и способов социального взаимодействия; особенности игровой, изобразительной и других видов детской деятельности, механизмы формирования базовой образованности в дошкольном возрасте, а также готовность к поступлению в школу.
На основе рассмотренных в исследовании психологических новообразований старших дошкольников, являющихся наиболее важными с точки зрения возрастных особенностей, составляется психологический портрет ребенка 5-7 лет с основными характеристиками видов их деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста характерно динамичное развитие. В дошкольном возрасте происходят важные изменения разного направления, совершенствуются основные его виды и активно развиваются психические процессы. Например, в детской памяти происходят как количественные, так и качественные изменения. Его объем увеличивается: дети в старшей группе запоминают до 7-8, а в подготовительной группе до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, что проявляется в том, что ребенок уже не запоминает только интересующую его информацию, а берет на себя задачу запоминания, использует специальные приемы для удержания необходимой информации. [38]
Такие показатели определяют развитие внимания. «Помимо усиления таких характеристик внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, оно прежде всего повышает силу воли, способность ребенка концентрировать внимание все более и более направленно. Если младший дошкольник обращает внимание только на самое яркое и новое для него, то дети старшего школьного возраста могут удерживать свое внимание на решении различных задач [38] У ребенка 5-6 лет для целенаправленной деятельности доступно 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Он также может сохранять простое условие в памяти при выполнении любой операции.
Одной из основных дошкольных формирований является воображение. Закладываются такие качества, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать короткую сказку, сюжет которой последовательно следует заданной теме. В семилетнем возрасте они способны подчинять свое воображение определенному плану, следовать заранее намеченному порядку, естественным образом его адаптируя.
«Развитое воображение, его культурная форма, прежде всего характеризуется продуктивностью. Это не схематическая фантазия, которая часто встречается у детей, а решение некой творческой задачи. Такой задачей может быть создание игрового сюжета, идеи для рисунка или дизайна. Воображение характеризуется символизмом, замещением. С помощью одних предметов ребенок открывает наиболее важные для него стороны других предметов и явлений. [38]
Улучшается восприятие цвета, формы, размера и структуры предметов; систематизируются ранее полученные представления детей. Старший дошкольник может отделять простые фигуры от сложных предметов и воссоздавать сложные предметы из простых фигур. Происходит улучшение ориентации в пространстве. В то же время у старшего дошкольника возникают «трудности анализа пространственного расположения предметов, особенно когда необходимо учитывать несколько различных и в то же время противоположных признаков». [25, 164]
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, что находит отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – период наиболее активного рисования: в течение года ребенок может сделать до шести тысяч рисунков. Рисунки детей 5-6 лет схематично изображают различные предметы, но «могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передачи статических и динамических отношений». [25, 163] В 6-7. лет детские рисунки становятся более детализированными, их краски становятся богаче. Изображение лица становится более детальным и пропорциональным.
Улучшается и творческая активность детей. Дошкольники осваивают метод обобщенной выборки. Конструктивная деятельность также может осуществляться по схеме, замыслу и условиям. В старшем дошкольном возрасте ребенок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумывать собственные конструкции. Также может усложнять конструкцию из природного материала.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
2.1 Роль различных видов музыкальной деятельности в формировании музыкальной культуры детей пяти лет
Развитие музыкальной культуры детей обеспечивает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы – восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах. Одновременно будет воспитываться любовь ребенка к музыке, углубляться его восприятие и понимание окружающего, формироваться определенное отношение к нему и формироваться музыкальный вкус.
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивает их музыкальное развитие на основе их взаимоотношений в разных формах музыкального творчества. Также связаны между собой пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, восприятие и музыкальная импровизация. Каждое средство формирования музыкальной культуры влияет на другие и вместе они развивают музыкальные способности. Поэтому развитие музыкальных способностей является необходимым условием успешного формирования и развития музыкальной культуры.
С раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития музыкальной культуры детей. Одни дошкольники могут достичь высокого музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства приучались относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая у детей потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, можно приобщить их к музыкальной культуре.
Целью формирования детской музыкальной культуры является передача духовного опыта поколений, который выражается в музыкальной культуре в наиболее полной и всесторонней форме. Музыкальный руководитель наряду с другими педагогами ДОУ формирует положительные черты личности каждого ребенка, достижение которых требует постоянных и систематических занятий музыкой с детьми.
Одним из самых доступных видов музыкальной деятельности является восприятие музыки. Задача музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы дошкольники прониклись эмоциональным содержанием музыки. На музыкальных занятиях дети учатся определять характер прослушанного музыкального произведения, определять передаваемые в нем чувства и настроения. Также необходимо, чтобы детское восприятие музыки было осознанным. Поэтому с первых занятий необходимо учить дошкольников слушать музыку [2, 15]:
2.3 Модель эмпирического эксперимента по исследованию формирования музыкальной культуры детей пяти лет через различные виды музыкальной деятельности
На шестом году жизни ребенка характерна самостоятельность музыкальных проявлений и действий. Дети дошкольного возраста уже не интересуются музыкой поверхностно, им нужны музыкальные переживания. Слушание музыки, пение, обучение музыке становятся основными методами работы по формированию музыкальной культуры дошкольников.
Восприятие становится целенаправленным и творческим, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности. Ребенок сознательно пытается передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Повышается познавательная активность ребенка: он занят рассказом о создании музыкального произведения. В комплексе общие и специальные способности ребенка достигают высокого уровня развития. Музыкальную одаренность ребенка можно оценить уже по характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату.
Цель исследования: проследить особенности формирования музыкальной культуры детей пяти лет через различные виды музыкальной деятельности.
Для достижения поставленной цели мы использовали диагностическую методику, разработанную О.П. Радыновой [33].
Разработка критериев оценки степени развития музыкальной культуры детей осуществляется на основе анализа структуры термина «музыкальная культура дошкольников», включающего следующие компоненты:
- эмоциональная чувствительность, мышление и воображение: восприятие музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей;
- музыкально-эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, идеальные представления);
- эмоционально-ценностное отношение, которое является проявлением детских музыкально-эстетических знаний и музыкально-творческой активности.
В ходе исследования музыкальная культура дошкольников анализируется как совокупность трех способностей, способствующих успешному выполнению музыкальной деятельности:
- ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность тонального движения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомство ребенка с миром прекрасного должно начинаться в дошкольном возрасте. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект маленького человека. Кроме того, музыка может влиять на эмоциональное благополучие человека в любом возрасте. В современном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, очень важно найти способ эмоционального самовыражения. Поэтому сегодня как никогда возрастает значение музыкального образования для подрастающего поколения.
Для формирования музыкальной культуры ребенка пяти лет необходимо развивать его способности, позволяющие ему успешно проявлять себя в различных формах музыкального творчества - восприятии музыки, пении, музыкально-ритмической деятельности, музыкально-дидактических играх, игре на детских музыкальных инструментах. В совокупности они прививают ребенку любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, создают у него определенное настроение, формируют музыкальный вкус.
Важно, чтобы дети с раннего детства приучались относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая у детей потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, можно приобщить их к музыкальной культуре.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 400-403.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.- 352 с.
3. Берещенко О. И. Организация деятельности педагога в сфере музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65122.htm.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1997.
5. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). -М., 1998.-216.
6. Варич Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. М., 2006.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
8. Выготский Л.С.Психология развития человека. М., 2005.
9. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 4-14.
10. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 56-66.
11. Голян Л.П. Образование в детском саду. - К.: Освіта. 2003. - 256с
12. Давидчук, Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. - С-Пб.: ФЕНИКС, 2002. - 198 с.
13. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: Сфера, 2010. - 320 с.
14. Ковалёв Г.А. Дошкольная педагогика. - К.:Высшая Школа, 2003. - 576с.
15. Колодинская В.И. Информатика и информационные технологии
дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.
16. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
17. Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
18. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
19. Князева Ю. Н., Гаус Т. В. Использование информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
21. Лямина Г.М. У каждого ребенка свой темперамент и характер //
Дошкольное воспитание. - 1989. - №2. - С. 52-62.
22. Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка, 1988г.
23. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции «Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог». - М. ФГБНУ «ИХО РАО», 2015.
24. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2009 – 72с.
25. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
26. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160с.
27. Пилюгина Э.Г. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5. - С.38-42.
28. Подласый И.П. Воспитание детей в дошкольных учреждениях в условиях разновозрастной группы. - М.: Педагогика, 1998. - 345 с.
29. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
30. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
31. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.
32. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.
33. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с.
34. Сохор А. Социология и музыкальная культура/ А.Сохор. - М.: Советский
композитор, 1975. - 202 с.
35. Спирина Н.В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений// Научно-методическая работа. СПО. – 2008. №7. – С.48-49
36. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития
музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
37. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2010.
38. Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология. М., 2010.
39. Шавровская В. Модернизация обучения и воспитания в разновозрастных группах // Палитра педагога. - 2004. - №4. - С.19.
40. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, — М.: Центр «Гармония». 1973г.
41. Школяр Л.В. Сад детства [Текст]: новая модель дошкольного образования/ Л. В. Школяр, Л. Г. Савенкова. - Москва: Русское слово, 2012. - 174 с.